Журнал " Пчеловодство " , архив статей 2006 г. Болезнь чаще всего появляется в весенне-летний период, но может возникать на протяжении всего лета. Максимума свого развития она достигает в июне—августе. Развитию способствуют охлаждение гнезда, холодная влажная погода, чрезмерная влажность в ульях, недостаточная вентиляция.Одна из причин возникновения аскосфероза — бесконтрольное применение антибиотиков и акарицидных препаратов, вызывающих дисбактериоз, нарушение обмена веществ в организме и ослабление естественной резистентности пчел. Щавелевая и в меньшей степени молочная кислота за счет увеличения влажности и кислотности, обработанных ими субстратов, при определенных условиях могут оказывать стимулирующее действие на рост и развитие гриба, а также изменять чувствительность расплода пчел к заражению. В связи с этим на неблагополучных по аскосферозу пасеках не следует применять щавелевую, молочную кислоты, и прежде всего, для борьбы с варроатозом.
К появлению аскосфероза приводит использование цветочной пыльцы или перги, полученных на пораженных аскосферозом пасеках. При этом не было ни одного случая массового поражения пчел этим заболеванием там, где нет варроатоза.
Самки клеща варроа, питаясь гемолимфой личинки, травмируют ее кожные покровы, ослабляют и значительно снижают ее устойчивость, а также способствуют проникновению спор гриба через ранки. Клещ способен сохранять в своем теле и активно переносить болезнетворные для пчел вирусы и бактерии. Есть сведения, что семьи, содержащиеся преимущественно на темных сотах, примерно в 7 раз чаще поражаются аскосферозом, чем на светлых.
К заболеванию особенно восприимчивы 3–4-дневные личинки. Вначале они располагаются вдоль ячеек, в то время как в норме до запечатывания имеют форму кольца на дне. Трутневый расплод поражается в первую очередь. Взрослые особи чувствуют себя угнетенными.
Заражение личинок спорами происходит в основном через внешние покровы и реже при попадании спор с кормом в кишечник. В первом случае на теле личинки они прорастают, образующийся мицелий через кутикулу проникает в глубь личинки, во втором — мицелий проникает через кишечник наружу. Прорастая через ткани и органы личинки, мицелий активно растет, разрушает их, вызывая гибель личинок, которые превращаются в плотную сухую обызвествленную массу белого или грязно-белого цвета — мумию.
Если личинку поразил однополый мицелий, то мумия будет белая, а если мицелий обоеполый и он образовал плодовое тело, то цвет ее грязно-коричневый или грязно-серый.
Ячейки с личинками 3–4-дневного возраста не запечатываются. Если заражение произошло позднее этого возраста, то они могут быть запечатаны. В этом случае мицелий прорастает через крышечки.
Мумии имеют продолговатую, уплощенную форму и занимают 2/3 объема ячейки. Их легко извлечь и можно видеть на дне улья, прилетной доске или площадке перед ульем. Невыпавшие мумии-личинки гремят. Пораженный расплод еще называют «брякающим».
Болезнь встречается в острой и скрытой формах. При скрытой возбудитель находится в меду, перге, сотах, кишечнике личинок. Большой гибели трутневого или пчелиного расплода при этой форме не бывает. Нередко аскосфероз отмечают как вторичную инфекцию при европейском гнильце, мешотчатом или застуженном расплоде.
Переходу скрытой формы в острую способствуют продолжительная влажная погода, ослабление семьи, большое количество трутневого расплода, плохо обогреваемого пчелами, недостаточное утепление гнезд.
Возбудитель аскосфероза обладает значительной устойчивостью во внешней среде. Споры могут длительное время сохраняться в семье, не теряя жизнеспособности в течение 4–15 лет. В пустых ульях, на сотах, пчеловодном инвентаре, а также в меду и перге при хранении их в пасечных условиях возбудитель остается жизнеспособным в течение четырех лет. При температуре –27°С гриб сохраняется в течение года. Его споры устойчивы к действию химических веществ: 1%-ный раствор формальдегида убивает их спустя 20 мин, 1%-ный раствор перекиси водорода — через 30 мин, 3%-ный раствор хлорной извести — через 10 мин.
Споры аскосфероза устойчивы к воздействию сернистого ангидрида и паров формалина.
Мед и пергу больных семей нельзя использовать для подкормки пчел. Исключена возможность получения от них пыльцы, так как она может служить источником распространения возбудителя в благополучных регионах.
Взрослые пчелы, извлекая погибших личинок из ячеек, выгрызают их из сотов, в результате чего на поверхности отстроенной вощины образуются углубления диаметром 3–5 мм и более. На соседнем соте пчелы начинают оттягивать ячейки с целью сокращения расстояния между ними. На поверхности таких сотовых рамок наблюдаются чередования возвышений и углублений, что придает сотам холмистую поверхность.
Взрослые особи аскосферозом не болеют, однако могут быть носителями возбудителя. В их пищеварительном тракте обнаруживают споры и мицелий гриба, которые при кормовых связях пчел распространяются внутри семьи. Очищая ячейки от погибших личинок, пчелы загрязняют части своего тела спорами гриба и механически распространяют возбудителя как внутри своего гнезда, так и в другие семьи. Заражение идет через мед, расплод, соты, пчел и трутней, маток больных семей, а также вредителей и паразитов. Пчеловод, не соблюдающий правила гигиены, также может служить переносчиком болезни.
Устойчивость семей к аскосферозу сильно варьирует. Зарегистрированы случаи, когда при наличии возбудителя в гнезде семьи признаков заболевания не было.
Диагноз устанавливают на основании клинических исследований и по результатам микроскопии мицелия, взятого с больных и погибших личинок. Для исследований в лабораторию направляют кусочки сотов размером 10x15 см или 10–15 личинок с признаками заболевания.
Подготовила Л.Н.БОРОДИНА