Статистика |
|
Наш опрос |
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
|
|
Броня крепка и танки и быстры . Танки БТ .
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 04.09.2011, 13:45 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
| Танк БТ - 7
В предыдущем выпуске "Бронеколлекции" читатель уже смог вкратце ознакомиться с теорией Р. Огоркевича, который обосновал наличие целого промежуточного класса "легких-средних" танков. Говоря проще, это были машины, боевые возможности которых уже вышли за пределы класса легких танков, но до средних еще не дотянули. Лучшим в изобретенном им классе английский исследователь назвал советский танк БТ-7.
История этой боевой машины началась после закупки в США двух колесно-гусеничных танков Кристи (см. "М-К" № 6.92). Несколько усовершенствованный (наиболее существенным здесь стала разработка башни с вооружением), этот танк был принят в 1931 году на вооружение Красной Армии и запущен в серию под маркой БТ-2. Во второй половине 1933 года в танковом цехе Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна "двойку" сменил новый вариант - БТ-5. Последний являлся, по существу, все тем же БТ-2, но с совершенно новой башней, в которой устанавливалась 45-мм танковая пушка обр. 1932 года.
Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5 завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором пред полагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-техническими условиями на новую машину предусматривалась установка на нем двигателя М-17 (более надежного, чем применявшийся ранее М-5), полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Короче, планировалось создать "ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия". Разработкой его занималась группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первый образец изготовили к 1 мая 1934 года, второй - к 7 ноября.
Характерными особенностями первых прототипов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте была возможность установки в ней без изменений любой из существовавших тогда танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм обр. 1932 года. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из 3 человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета.
Поэтому в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колесно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались, и ГАБТУ поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.
Корпус серийной "семерки" выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закругленной носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей степени - клепаными. Наружные бортовые стенки - броневые, съемные. Внутренние стенки представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка подвешивался на восьми пружинных рессорах (свечах): шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные - внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движении на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми - передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления.
В кормовой части располагались: карбюраторный, V-образный, 12-цилиндровый двигатель М-17Т эксплуатационной мощностью 400 л. с.; многодисковый сухой главный фрикцион; 4-скоростная коробка передач; бортовые фрикционы и передачи; тормоза; гитары (для привода колесного хода); топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один - в корме).
В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка 20К обр. 1934 года и спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались кормовые и зенитные пулеметы, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из 3 человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. Масса машины достигала 13 т. БТ-7 развивал максимальную скорость по шоссе на гусеницах 53 км/ч, на колесах - 73 км/ч. Запас хода на гусеничном ходу достигал 375 км, на колесном - 500 км. Толщина брони танка составляла: щиток механика-водителя - 20 мм, башня - 15 мм, лоб, борт и корма корпуса - 13 мм, крыша - 10 мм и днище - 6 мм.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 04.09.2011, 13:46 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
|
С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с рацией - 146 артвыстрелов). На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков.
Четырехскоростная коробка передач была заменена трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода; уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних, впрочем, в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую. В ходе модернизации толщина лобовой брони танка БТ-7 достигла 22 мм. Боевая масса возросла до 13 925 кг.
Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера и 76-мм пушкой КТ-26, боекомплект которой состоял из 50 выстрелов (на танке с рацией - 40). В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10 и Ф-32.
Танки БТ-7 поступали преимущественно на вооружение танковых бригад танковых корпусов, а также в отдельные танковые бригады и предназначались, в соответствии с теорией глубокой наступательной операции, для развития прорыва в глубину обороны противника.
Эксплуатация машин в войсках выявила целый ряд недостатков, часть из которых устранялась в процессе производства, часть же была характерна для танков с колесно-гусеничным движителем вообще и была неустранима. Например, резиновые бандажи при движении на колесах по шоссе с твердым покрытием (асфальт или булыжник) начинали разрушаться после 100 км пробега. Кроме того, значительная часть забронированного объема "съедалась" за счет двойного борта. Неустранимым недостатком можно считать и сложность привода колесного хода, который к тому же приходилось возить бесполезным грузом при движении на гусеницах. Кстати, испытания на НИБТ полигоне выявили, что переход с гусениц на колеса и обратно занимает больше часа, в то время как в руководстве службы значились 25 - 30 минут.
Оставляли желать лучшего и авиационные моторы М-17, отработавшие летный ресурс (100 моточасов) и устанавливаемые в танки после капремонта. Жалобы из войск на их низкую надежность были частым явлением. Карбюраторный мотор был к тому же и слишком прожорлив, чем приходилось платить за большие мощность и запас хода. Общая емкость всех бензобаков танка составляла 790 л, а расход топлива на 1 км при движении на колесах, например, достигал 1,5 - 1,6 кг. Впрочем, как раз этот недостаток был устраним.
Уже в 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 было решено начать в 1940 году производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые, помимо танков, ставили и на тяжелые арттягачи "Ворошиловец", двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод № 75.
С декабря 1939 года начался выпуск танка БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-В), внешне почти неотличимого от БТ-7. Жесткость корпуса БТ-7М повысили за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до конца 1940 года, некоторое время параллельно с Т-34. Всего же с 1935 по 1940 год было изготовлено 4881 танк БТ-7 и БТ-7А; 706 БТ-7М. Интересно отметить, что 163 БТ-7 получили войска НКВД.
Объем журнальной статьи не позволяет подробно остановиться на опытных конструкциях, построенных на базе БТ-7. Упомянем их кратко: БТ-ИС-7 с приводом на шесть колес; БТ-СВ-2 "Черепаха" с новой формой бронекорпуса и башни; командирский КБТ-7 с неподвижной рубкой вместо башни; огнеметный ОТ-7; химический ХБТ-7, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы; радиоуправляемые танки (по тогдашней терминологии - телетанки) ТТБТ-7 и ТУБТ-7. Кроме того, испытывались различные приспособления для повышения проходимости - болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т.д.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 04.09.2011, 13:46 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
|
Боевое крещение БТ-7 получили на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад. Причем последняя совершила почти 500-км марш к месту боевых действий на колесах. В целом танки заслужили хорошие отзывы, однако отмечались сложность в управлении, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащенность средствами связи. Все эти недостатки подтвердились во время польской кампании в сентябре 1939 года и войны с Финляндией.
Тем не менее для своего времени БТ-7 был выдающимся танком, не имевшим себе равных в мире по маневренным качествам. Он стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск.
Попробуем сравнить его с "собратом" по классу "легких-средних" и будущим противником - немецким танком Pz III (см. "М-К" № 2.94). Оба танка были почти ровесниками - Pz III производился небольшими партиями с 1937 года. Поначалу его характеристики были весьма скромными и ничем не превосходили БТ-7. Масса - 15,9 т; бензиновый двигатель мощностью 300 л.с.; макс. скорость - 40 км/ч; мизерный по сравнению с БТ-7 запас хода - 165 км; слабая 37-мм пушка и броня толщиной 15 мм. К достоинствам танка следует отнести традиционно качественную для немцев оптику и радиостанцию. Кроме того, его экипаж состоял из 5 человек против 3 у БТ-7. Эти данные оставались практически неизменными вплоть до декабря 1938 года, когда броня Pz III была доведена до 30 мм. Соответственно возросла масса танка. Из приведенных данных видно, что, уступая немецкому танку в броневой защите, "бетешка" существенно превосходила его по скорости, маневренности и мощи вооружения. Не слишком спасла положение и новая 50-мм пушка, которой к июню 1941 года было перевооружено большинство "троек". Ее бронебойный снаряд массой 2,06 кг при начальной скорости 685 м/с на дистанции в 500 м пробивал 47-мм броню. А 1,93-кг бронебойный снаряд нашей 45-мм пушки, покидавший ствол со скоростью 760 м/с, пробивал эти же 47-мм с дистанции в 1000 м. Традиционно упоминаемый в отечественной печати недостаток танков БТ - "высокая пожароопасность бензинового двигателя" - признать уж слишком серьезным нельзя, особенно в сравнении с немецкими машинами. Как известно, на всех танках вермахта устанавливались бензиновые моторы. В реальной же боевой обстановке танки с дизелем горели ничуть не хуже бензиновых. Следует, однако, признать, что Pz III имел больше резервов для модернизации, чем БТ-7. У последнего любые попытки увеличить толщину брони (огневая мощь считалась достаточной) натыкались на колесно-гусеничный движитель, масса и габариты которого не позволяли этого сделать. Впрочем, такие попытки все равно предпринимались. В частности, в 1940 году Мариупольскому металлургическому заводу им. Ильича была заказана первая партия комплектов навесной гомогенной брони для БТ-7М. Одновременно велись испытания танка, догруженного до массы в 19 т (чуть меньше, чем у Pz IIIE/F), причем "бегал" он довольно резво.
Таким образом, можно сделать вывод, что в июне 1941 года БТ-7 не был уж столь устаревшим, как это всегда считалось, и был в состоянии эффективно бороться с немецкими танками. Тем более что среди них было немалое число куда более слабых. Не в плоскости качества и уж, конечно же, не количества лежат причины поражения наших войск в танковых сражениях лета 1941 года. Но это уже повод для разговора на совсем другую тему. Скажем одно - поражение танковых войск нельзя отделять от поражения всей армии.
Что же касается БТ-7, то оставшиеся в строю после летних боев машины продолжали исправно драться. Битва за Москву, за Сталинград, бои на Северном Кавказе в 1942 году - везде принимали участие и БТ-7. Количество их, естественно, изо дня в день все уменьшалось. В 1943 году они еще использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944-м. Почти всю войну прослужили в тыловых учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 "тряхнули стариной" при разгроме японской Квантунской армии в августе 1945 года. Например, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершавшей бросок через Большой Хинган, имелось 408 Т-34, 183 "Шермана" и 211 БТ-7. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы БТ-7 стал победный парад в Харбине, в котором они тоже приняли участие.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 04.09.2011, 14:10 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
|
ТТХ БТ-7 образца 1935 года Боевая масса, т 13 Экипаж, чел. 3 Длина, мм 5660 Ширина, мм 2230 Высота, мм 2420 Броня, мм: 6-15 Лоб, борт, корма корпуса 13 Башня 15 Крыша 10 Днище 6 Удельное давление на грунт, кг/см2 0,78 Скорость (по шоссе) на колесах, км/ч: 73 Скорость (по шоссе) на гусеницах, км/ч: 53 Запас хода (по шоссе) на колесах, км: 500 Запас хода (по шоссе) на гусеницах, км: 375
Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5, проводимой под руководством начальника КБ А.О.Фирсова, завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-технические условия на новую машину предусматривали установку на нем двигателя М-17 — более надежного, чем применявшийся ранее М-5; полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя; увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Таким образом, планировалось создать «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия». Разработку его вела группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первую машину изготовили к 1 мая 1934 года, вторую — к 7 ноября. Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существовавших тогда танковых пушек: 76-мм — КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из трех человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета.
Легкий танк БТ-7. 24-я танковая бригада. Львов, 1939.
БТ-7 с поручневой антенной. Лето 1936.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 04.09.2011, 14:16 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
|
Легкий танк БТ-7М. 1-я мотострелковая Пролетарская дивизия. Западный фронт. Декабрь 1941.
Поэтому в начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колесно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались и Авто-бронетанковое управление (АБТУ) поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4. Корпус серийной «семерки» выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и имел жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закругленной носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей степени — клепаными. Наружные бортовые стенки — броневые, съемные. Внутренние стенки представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка подвешивался на восьми пружинных рессорах (свечах): шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движении на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми — передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления. В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка, спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из трех человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. Масса машины достигала 13 т. БТ-7 развивал максимальную скорость по шоссе на гусеницах 53, на колесах — 73 км/ч. Запас хода на гусеничном ходу достигал 375, на колесном — 500 км. Толщина брони танка составляла: щиток механика-водителя — 20, башня — 15, лоб, борт и корма корпуса — 13, крыша — 10 и днище — 6 мм. С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен. На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, размещенными на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков. Четырехскоростную коробку передач заменили трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода; уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую. Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера и 76-мм пушкой КТ-26, боекомплект которой состоял из 50 выстрелов (на танке с рацией — 40). В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10 и Ф-32. В 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 в 1940 году начали производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые ставили и на тяжелые арттягачи «Ворошиловец», двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод №75. Работы по совершенствованию танка БТ-7 проводились под руководством А.О. Фирсова. С декабря 1939 года стали выпускать танк БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти неотличимый от БТ-7. Жесткость корпуса повысили за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках.
Легкий танк БТ-7A.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 13:52 | Сообщение # 6 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
| ЛЕГКИЙ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ТАНК БТ-2
Танк был принят на вооружение Красной Армии в мае 1931 года. Он был разработан на базе колесно-гусеничной машины американского конструктора Кристи и явился первым в семействе БТ (Быстроходный Танк), разработанным в Советском Союзе. Собранный методом клепки из броневых листов толщиной 13-мм корпус танка имел коробчатое сечение. В лобовом листе корпуса был смонтирован входной люк механика-водителя. Вооружение размещалось в цилиндрической клепаной башне. Танк обладал высокими скоростными качествами. Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра, причем задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были управляемыми. Переход с одного вида движителя на другой занимал примерно 30 минут. Танк БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производился на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.
Несколько лет с конца 20-х,и начала 30-х годов 20-века танк Кристи использовался как основа, в создании первых советских боевых машин, разумеется с рядом модернизаций и дополнений-касающихся вооружения, трансмиссии, двигателя и ряда других параметров. После установки на шасси танка Кристи специально разработанной башни с вооружением, новый танк в 1931 году был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию под обозначением БТ-2.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 14:05 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
|
7 ноября 1931 года первые три машины показали на параде. До 1933 года было построено 623 БТ-2. Первый серийный колесно-гусеничный танк носил обозначение БТ-2, отличался от американского прототипа многочисленными конструктивными особенностями. Прежде всего танк имел вращающуюся башню (разработанную инженером А.А.Малоштановым), оснащался более легкими (с многочисленными облегчающими отверстиями) опорными катками. Было перекомпоновано боевое отделение - перенесли стеллажи боеукладки, установили новые приборы и др. Его корпус представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды. Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым лимитам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев.
1.Кронштейн направляющего колеса. 2.Направляющее колесо. 3.Рычаг горного тормоза. 4.Люк для посадки и высадки экипажа. 5.Колонка рулевого управления. 6.Рычаг переключения передач. 7.Передний щиток водителя. 8.Ручной механизм поворота башни. 9.Переднее управляемое колесо. 10.Башня. 11.Погон башни. 12.Двигатель «Либерти». 13.Перегородка моторного отделения. 14.Главный фрикцион. 15.Коробка перемены передач. 16.Жалюзи. 17.Глушитель. 18.Серьга. 19.Ведущее колесо гусеничного хода. 20.Картер бортовой передачи. 21.Гитара. 22.Ведущее колесо колесного хода. 23.Вентилятор. 24.Масляный бак. 25.Опорный каток. 26.Горизонтальная рессора переднего опорного катка. 27.Переднее управляемое колесо. 28.Рычаг управления гусеницами. 29.Бортовой фрикцион
К носу корпуса с обеих сторон приваривались (или приклепывались) консоли в виде треугольных листов брони, служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых колес. Боковые стенки корпуса танка - двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по 5 подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянных подкладках располагался бензобак. К задней нижней части внутренних листов корпуса были приклепаны картеры бортовых передач, а к верхней части - подкосы для крепления задней рессоры. Наружные листы стенок - броневые. Они крепились к кронштейнам рессор на болтах. Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливались крылья.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 14:13 | Сообщение # 8 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
|
Танки БТ-2 вооружались 37-мм пушкой Б-3 и 7,62-мм танковым пулеметом ДТ. На некоторых танках пулемет не устанавливался.
Корма корпуса танка состояла из двух картеров бортовой передачи, надетых и приваренных на стальную трубу, приклепанных к внутренним боковым листам; двух листов - вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам (к вертикальному листу приклепаны две буксирные скобы), и съемного заднего щитка, закрывавшего трансмиссионное отделение сзади. В вертикальной стенке щитка были отверстия для прохода выхлопных труб. С наружной стороны на щитке крепился глушитель. Днище корпуса сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла. Крыша в передней части имела большое круглое отверстие для башни с приклепанным нижним погоном шариковой опоры. Над моторным отделением в середине крыша была съемной, с откидывающимся вверх листом, запиравшимся на задвижку изнутри; снаружи задвижка открывалась ключом. В середине листа имелось отверстие для выхода трубы подачи воздуха к карбюраторам.
По бокам съемного листа на стойках крепились радиаторные щитки, под которые засасывался воздух для охлаждения радиаторов. Над отделением трансмиссии располагался квадратный люк для выхода горячего воздуха, закрытый жалюзи. Продольные листы брони над пространством между боковыми стенками крепились к кронштейнам рессор шпильками. В каждом листе было три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов рессор, а среднее над заливной горловиной бензобака); еще одно отверстие со сквозной прорезью находилось над пробкой бензопровода, здесь же устанавливались и три скобы для ремней крепления гусеничной ленты на крыле в сложенном виде.
Внутренняя часть корпуса танка разделялась перегородками на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссии. В первом возле сиденья водителя размещались рычаги и педали управления и щиток с приборами. Во втором - укладывался боезапас, инструмент и имелось место для командира танка (он же наводчик и заряжающий). Боевое отделение отделялось от моторного разборной перегородкой с дверцами. В моторном находился двигатель, радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея; от отделения трансмиссии оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора. Толщина лобовой и бортовой брони корпуса составляла 13-мм, кормы корпуса 10-мм, а крыши и днища — 10-мм и 6-мм.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 14:17 | Сообщение # 9 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
|
Башня танка БТ-2 - броневая (толщина бронирования - 13-мм), круглая, клепаная, смещенная кормовой частью назад на 50-мм. В кормовой части находилось приспособление для укладки снарядов. Сверху башня имела люк с крышкой, откидывавшейся вперед на двух петлях и запиравшейся в закрытом положении замком. Левее него - круглый люк для флажковой сигнализации. Спереди сверху башня была скошена. Боковая стенка собиралась из двух клепаных половин. Снизу к башне крепился верхний погон шариковой опоры. Поворот и торможение башни осуществлялись с помощью поворотного механизма, основу которого составлял планетарный редуктор. Для поворота башни командир танка вращал штурвал за ручку. Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-мм пушка Б-3(5К) образца 1931 года и 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет монтировались раздельно: первая - в подвижной бронировке, второй - в шаровой установке справа от пушки. Угол возвышения пушки +25°, склонения -8°. Наведение по вертикали производилось при помощи плечевого упора. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. Боекомплект пушки - 92 выстрела, пулемета - 2709 патронов (43 диска).
На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала.Определенную проблему представляло вооружение танка. Предполагалось вооружить танк 37-мм пушкой и пулеметом, но из-за нехватки пушек танки первой серии вооружали двумя пулеметами (расположенными в одной установке) или не вооружали вообще. 37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года, была закончена только летом 1933 года. Первый заказ предусматривал выпуск 350 танковых пушек на Артиллерийском Заводе №8. Поскольку к тому времени уже появился танковый вариант противотанковой пушки калибра 45-мм образца 1932 года, то от дальнейшего выпуска 37-мм пушки отказались.
350 танков были вооружены спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62-мм, которые крепились в пушечной амбразуре башни в специально разработанной маске. Маска на своих цапфах вращалась вокруг горизонтальной оси, что позволяло придавать пулеметам угол возвышения +22° и склонения -25°. Горизонтальные углы наведения (без поворота башни) придавались пулеметам поворотом вертлюга специальной конструкции, вставленного в маску с помощью вертикальных цапф, при этом достигались углы поворота: вправо 6°, влево 8°. Справа от спаренных размещался одиночный пулемет ДТ. Стрельбу из спаренной установки вел один стрелок, стоя, опираясь грудью в нагрудник, подбородком в подбородник. Кроме того, вся установка лежала наплечником на правом плече стрелка. Боекомплект состоял из 43 дисков - 2709 патронов. Двигатель танка — авиационный четырехтактный, марки М-5-400 (на части машин устанавливался идентичный ему по конструкции американский авиамотор «Либерти»), с дополнением заводного механизма, вентилятора и маховика. Мощность двигателя при 1650 об/мин - 400 л. с.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 14:26 | Сообщение # 10 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
| Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который монтировался на носке коленчатого вала, четырехскоростной КП, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колесном ходе. В каждой гитаре имеется набор из пяти шестерен, размещенных в картере, одновременно выполнявшем роль балансира последнего опорного катка. Приводы управления танком механические. Для поворота на гусеничном ходу служат два рычага, для поворота на колесном ходу — штурвал.
Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных цепей, каждая по 46 траков (23 плоских и 23 гребневых) шириной 260-мм; двух задних ведущих колес диаметром 640-мм; восьми опорных катков диаметром 815-мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных пружинах, расположенных для. шести катков вертикально, между внутренними и наружными стенками корпуса, и для двух передних — горизонтально, внутри боевого отделения. Ведущие колеса и опорные катки обрезинены. БТ-2 был первым танком, принятым на вооружение с такой подвеской. Наряду с большой величиной удельной мощности это являлось одним из важнейших условий создания быстроходной боевой машины.
Первые серийные танки БТ-2 начали поступать в войска в 1932 году. Эти боевые машины предназначались для вооружения самостоятельных механизированных соединений, единственным представителем которых в то время в Красной Армии была 1-я механизированная бригада имени К. Б. Калиновского, дислоцированная в Московском военном округе. В состав средств боевого обеспечения бригады и был включен «батальон танков-истребителей», вооруженный машинами БТ-2. Эксплуатация в войсках выявила множество недостатков танков БТ-2. Ненадежные двигатели часто выходили из строя, разрушались траки гусениц, изготовленные из некачественной стали. Не менее остро встала и проблема запасных частей. Так, в первой половине 1933 года промышленность изготовила лишь 80 запасных траков.
|
|
| |
ВИК | Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 14:32 | Сообщение # 11 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
| Танки БТ. Тактико-технические характеристики
Оставляла желать лучшего обитаемость боевых машин, в которых было жарко летом и очень холодно зимой. Множество поломок было связано с крайне низким уровнем технической подготовки личного состава. Несмотря на все недостатки и сложность эксплуатации, танки БТ полюбились танкистам за свои превосходные динамические качества, которые они использовали в полной мере. Так, к 1935 году на учениях экипажи БТ уже совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров, а отдельные машины «ухитрялись» скакнуть аж на 40 метров.
Танки БТ-2 довольно активно применялись в вооружённых конфликтах в которых принимал участие СССР. Есть, например, такое упоминание о боевых действиях на реке Халхин-Гол: 3 июля японцы силами пехотного полка переправились через Халхин-Гол, заняли район у горы Баин-Цаган. Второй полк двинулся вдоль берега реки с целью отрезать от переправы и уничтожить наши части на восточном берегу. Чтобы спасти положение, в атаку была брошена 11-я танковая бригада (132 танка БТ-2 и БТ-5). Танки шли без поддержки пехоты и артиллерии, что обусловило большие потери, но задача была выполнена: на третий день японцы были выбиты с занимаемых позиций на западном берегу. После этого на фронте установилось относительное затишье. Кроме того БТ-2 принимали участие в Освободительном походе в западную Украину в 1939 году, в советско-финскую войну и в начальном периоде Великой Отечественной. Всего в период с 1932 по 1933 гг. было выпущено 208 танков БТ-2 в пушечно-пулемётном исполнении и 412 в пулемётном варианте.
|
|
| |
|