Четверг, 21.11.2024, 12:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход


Меню сайта
Форма входа

Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 54
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
1150 лет Российской государственности .
ВИКДата: Четверг, 22.11.2012, 19:00 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline




Политическая жизнь древнего Новгорода , а « политика « , собственно , и означает управление городом , по - гречески полисом , с одной стороны укрыта от нас мглой веков и скупостью источников , а с другой излишне мифологизирована и насыщена стереотипами . тем не менее , интерес к особенностям новгородской системы власти не угасает с XVIII века , когда первые российские историки и либеральные публицисты начали воспевать « новгородские вольности « , заключавшиеся , по их мнению , в праве избрания князя по своему усмотрению , а также активному участию всего населения в вечевых собраниях , полномочных в вопросах выборов уличных и кончанских старост , посадников , тясяцкого и даже ( ! ) архиепископа .
Насколько реальна основа этих романтических представлений о новгородском « народоправстве « помогает разобраться критический анализ письменных источников , а также разнообразные археологические свидетельства функционирования в древнем Новгороде местного самоуправления .

СЕРГЕЙ ТРОЯНОВСКИЙ кандидат исторических наук .

КНЯЗЬ по ВЫБОРУ

Повесть временных лет , повествуя о призвании Рюрика . а также его братьев Синеуса и Трувора , избравшихся по призыву новгородцев к ним на княжение , настойчиво напоминает , что у части жителей Новгорода варяжские корни , они – потомство пришедших с Рюриком дружинников . Это в последнее время получило аргументированную поддержку современных историков , изучающих генеалогию новгородских боярских родов . По их мнению часть новгородских бояр действительно имела родоначальниками выходцев их Скандинавии поселившихся во времена Рюрика и Олега в Новгороде и Ладоге .
Разумеется эти боярские роды хранили в семейной памяти исконные связи с первыми князьями , а потому могли позволить себе говорить на равных с наследниками Рюрика . В этом отчасти фундамент отношений новгородского боярства с князьями , ставшими по мере развития механизмов городского самоуправления знаменитым принципом « вольности в князьях « .
Особенностью Новгорода , повидимому , с момента заключения « ряда « ( договора ) с Рюриком , было ограничение права князей на фискальный контроль над новгородскими землями и общегородскими доходами . Особенно ретиво новгородцы уже к XII веку следили за пограничными с другими княжествами волостями , где князьям проще всего было злоупотреблять властью . Всё это в совокупности создавало крайне не уютные условия княжения в Новгороде , поэтому Рюриковичи предпочитали княжеские столы в Киеве , Чернигове , Смоленске или Ростове , где их полномочия и доходы были вне контроля бдительных горожан .
Но если на протяжении X – XI веков князья или их представители - посадники - представляют со страниц летописи реальными представителями Новгорода , то уже в первой четверти XII века ситуация начиняет меняться . В 1120 – х годах новгородцы вступили в затяжную борьбу с Киевом за право выбирать посадника по своему усмотрению . Чувствуя угрозу своей власти со стороны излишне самостоятельных новгородцев , киевский князь Владимир Мономах посылает в 1120 году в Новгород своим посадником Бориса . Посадник Борис исполнял обязанности довольно долго : лишь в 1126 году новгородцы избирают посадником своего земляка Мирослава Гюрятинича . Однако ситуация повторяется , и уже в 1129 году в город вновь прибывает киевский посадник Данила .
Недовольство новгородцев , всегда готовых поспорить с князьями за свои права , не оставляло в покое Киев . В 1122 году у князя Мстислава умирает первая жена Христина , и он сразу же женится на дочери новгородского посадника Дмитра Завидича умершего ещё в 1118 году . В 1223 году и его сын Всеволод « оженися « в Новгороде . Такими семейными альянсами князья расчитывали закрепить мирные отношения с новгородцами .
Тем не менее после смерти Владимира Мономаха в 1125 году и некоторого ослабления власти великого князя новгородцы вновь пытаются избавиться от назойливой княжеской опеки . Как только Мстислав занял трон отца и вызвал к себе из Новгорода Всеволода , тут же новгородские бояре проявили свой норов . Как удалось установить академику В. Л. Янину на основании анализа серии свинцовых княжеских печатей . во время отсутствия Всеволода в Новгороде на княжеский престол был посажен его малолетний сын - Ивор ( христианское имя Иоанн ) . Ивору Всеволодовичу в это время было не более 3 лет , но от его имени подписывались и скреплялись печатями важные княжеские документы . Такая форма правления может вызвать улыбку , но для новгородцев « вскормивших « у себя в городе не одного правителя Киева , малолетний князь выглядел оптимальным партнером .
Вернувшийся в феврале 1127 года Всеволод без особого труда возвращает себе новгородский престол , пересадив Ивора - Иоанна себе на колени . А для того чтобы обеспечить сыну достойную судьбу , в том же году Всеволод закладывает каменный храм Рождества Иоанна Предтечи . К сожалению , на следующий год малыш умер , так и не вкусив « взрослого « княжения .
Одним из центральных событий истории Новгорода считается антикняжеский мятеж 1136 года , который даже был назван Б . Д . Грековым в период увлечения марксизмом « новгородской революцией « . Поводом к недовольству новгородцев стало намерение всё того же князя Всеволода начать « суздальскую войну « , что бы посадить в Суздале своего брата Изяслава . Новгородцы не были едины в поддержке этой войны и сумели вернуть своё войско с полдороги . По настоянию Всеволода рать всё же продолжила поход зимой , но новгородское войско потерпело поражение под Жданой горой , потеряв на поле боя посадника и много « добрых муж « .

 
ВИКДата: Четверг, 22.11.2012, 19:01 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline


Накал антикняжеских страстей привел к аресту самого Всеволода с семьей и последующему изгнанию из Новгорода . Несколько дней на княжеском столе сидел Владимир - малолетний сын Всеволода , но вскоре новгородцы дождались приглашенного их южной Руси князя Святослава Ольговича , брата черниговского князя . Святослав пришелся по душе не всем - сторонники Всеволода даже стреляли в него из за угла , но стрела пролетела мимо .
Изгнанный Всеволод вскоре объявился во Пскове и стал готовиться к войне с Новгородом .
Казалось битвы не избежать – Святослав собрал огромную рать и даже пригласил брата Глеба с курянами , а к Всеволоду перебежали его новгородские « милостници « . Но в решающий момент новгородцы с князем повернули назад , сказав « не проливаиме крови с своею братьею , негли бог управит своим промыслом « . Бог и управил : Всеволод Мстиславич неожиданно умер .
« Призрак революции « , подобный новгородскому восстанию 1136 года , бродил в то время и по городам Северной Европы . Горожане , как организованное сообщество вторгаются в датскую историю с убийством короля Нильса 25 июня 1134 года . В 1140 - е г.г жители шведского Лунда выступают как городская община , предоставляя архиепископу и королю военную поддержку . население крупнейших городов Европы принимало активное участие в политической борьбе для того , чтобы достичь преимуществ города как самостоятельного целого . Новгородцы не только не то что не отставали от них , но были одними из первых , кто добился права самостоятельно выбирать себе князя , а немного позднее , в 1156 году , и епископа .
 
ВИКДата: Четверг, 22.11.2012, 19:03 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
АРХИЕПИСКОП ПО ЖРЕБИЮ .



Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн , посетивший Россию в 1517 и 1526 гг. , в своих « Записках о московитских делах « писал : « Некогда во время цветущего состояния этого города ( Новгорода . – С. Т. ) , когда он был независимым , обширнейшая область его делилась на пять частей ; каждая из них не только докладывала все общественные и частные дела надлежащему и полномочному в своей области начальству , но могла , исключительно в своей части города , заключать какие угодно сделки и удобно вершить дела с другими своими гражданами , - и никому не было позволено в каком бы то ни было деле жаловаться какому – нибудь иному начальству того же города « .
Современные знания позволяют утверждать , что в городе действительно существовало очень стройное и постоянно совершенствовавшееся местное самоуправление . Важнейшей его частью была выборная система городских магистратов : от уличанских и кончанских старост до посадника , тысяцского и даже официального и духовного лидера республики - архиепископа . При этом сами выборы были иными , чем сегодня , и зиждились на использовании жребия , который стал важнейшим инструментом против узурпации и коррупции . Ещё Аристотель , описывая в своей « Политике « обычаи республиканских Афин , писал , что одной из основ демократического строя является замещение должности по жребию , олигархического же - по избранию « .
В Новгороде право избрания владыки принадлежало вече . Реальные шансы на избрание имели лишь наиболее популярные и авторитетные церковные иерархи , хотя нередко архиепископами избирались простые священники или даже монахи , не имеющие сана .
Важно подчеркнуть , что в новгородской теократической республике не существовало церковной бюрократии , поэтому никакая карьерная лестница к архиепископской кафедре не вела . Не имели значения ни протекция , ни деньги , ни знатность . От кандидата на высшую церковную должность требовались лишь положительные личные качества и уважение сограждан .
Сам способ избрания архиепископов выглядит затейливо . По мнению новгородского историка Василия Андреева , выборы проводились в два приема . Сначала на Ярославовом дворе новгородцы называли трех кандидатов на пост архиепископа . Их имена записывались на листах пергамена ( « жребиях « ) и запечатывались посадником . Затем новгородцы , участники веча , собирались у стен Софийского собора , в котором служилась литургия .
« Жребии « во время службы находились на престоле собора , а после её окончания слепец или ребенок наугад брал один из жребиев , и имя , написанное на нем , немедленно оглашалось собравшимся . Так избирался новый архиепископ .
Процедура избрания переменилась уже с середины XIV века , когда стали считать , что более угоден Богу тот из кандидатов , жребий которого остался на престоле . В новой системе протопоп Софийского собора брал с престола сначала один жребий , потом другой и зачитывал записанные в них имена . А в след за этим оглашали имя нового владыки , которого тут же с большим почетом возводили « на сени « святой Софии .
Разумеется , помимо жеребьевки на вече избранный архиепископ должен пройти официальную процедуру хиротонисии т.е поставления на должность , со стороны киевского , а позднее московского митрополита . Но чаще всего это была уже чисто техническая сторона вопроса .

 
ВИКДата: Четверг, 22.11.2012, 19:05 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline
ГОРОДСКИЕ МАГИСТРАТЫ .



На протяжении всего периода независимости Новгорода , закончившегося вхождением в состав Московского великого княжества в 1478 году , новгородские бояре соперничали за должность главы новгородского правительства – посадника . Посадники постепенно сосредоточили в своих руках основные рычаги государственного управления . Академик В. Л. Янин установил , что оно прошло в развитии несколько этапов . Сначала , вплоть до 1290 – х гг. , посадников избирали на неограниченный срок . С конца XIII века установлен годичный срок для нахождения в должности . Впрочем , один и тот же боярин мог быть избран несколько раз . Создается коллегия из трех человек ( два от Софийской стороны и один - от Торговой ) , из которых и выбирали раз в год , в феврале , нового посадника ( год тогда начинался 1 марта ) .
После реформы 1354 года , по мнению В. Л. Янина , избираются уже не один , а шесть посадников : два от Плотницкого конца и по одному от остальных четырех . Из них один каждый год избирался в главные « стапенные « ( от слова степень ) посадники . Наконец , в 1410 – х проводится ещё одна реформа , увеличившая число посадников до нескольких десятков во главе со степенным посадником , выбиравшимся на полгода .
Это сделано , чтобы снизить остроту борьбы между разными боярскими группировками , увеличив количество бояр , непосредственно участвовавших в управлении . Посадников , тысяцких и , по всей видимости , других должностных лиц республики новгородцы избирали по жребию из определенного круга кандидатов . В одном из немецких ганзейских документов XV века прямо сказано , что посадников выбирают наугад , гаданием . Фламандский рыцарь Гильбер де Ланнуа пишет , что бояр избирали на должности « по очереди « .
Посадник , позднее степенный посадник , председательствовал на вече , возглавлял наряду с князем новгородское войско . Он участвовал в посольствах в другие государства . Имя посадника стоит в международных договорах Новгорода вслед за именем архиепископа , раньше имен других руководителей республики .
Вторым по значению после посадника был избиравшийся на вече тясяцкий . Так же , как и посадники , тясяцкие первоначально назначались князьями . Тсяцкие известны в Киеве , Чернигове , других древнерусских городах . Выборные тясяцкие появляются в Новгороде в конце XII века , и если по началу это были представители городских слоёв , связанных с ремеслом и торговлей , то уже к XIV веку за эту должность начинают состязаться и боярские кланы . Постепенно это соперничество вытеснило из политической жизни ту часть свободного городского населения , которая могла противостоять узурпации власти боярскими родами , а усилившийся с середины XV века натиск московских князей на самостоятельность Новгорода подвёл расцветшую олигархию к логическому переходу под единодержавное начало .
 
ВИКДата: Четверг, 13.12.2012, 18:27 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline


Тут о пресс-конференции http://tabloid40.ru/tv-radi....et.html

12 декабря телеканал "РЕН ТВ" покажет документальный фильм Михаила Задорнова "Рюрик. Потерянная быль". Картина называется "народным кино" - часть денег на съемки собрали в интернете, часть Задорнов заплатил из собственного кармана. Фильм рассказывает "правду о происхождении Руси", а заключается она в том, что у истоков европейских цивилизаций стояли славяне.

Если коротко, то историко-филологические изыскания Михаила Задорнова сводятся к нескольким тезисам: все беды на Руси от иностранцев; иностранцы писали историю России и придумали норманнскую теорию, а управлявшие страной немецкие цари с готовностью приняли учение, по которому выходило, что славяне - ребята способные, но только если ими управляют немцы. Так и мучается с тех пор народ, лишенный корней, и пьет, и ленится. И от этого, еще раз, все его беды. И так далее по кругу. Да, кстати: "Круг - это колокол, солнце, свет, отсюда - 'color', и 'солнышко-колоколнышко', а еще и 'clock'," - вот в такие этимологические разъяснения Задорнов пускается при любом удобном случае, то есть завершает ими почти каждую свою мысль.

Все эти утверждения, уверяет Михаил Задорнов, сделаны не на ровном месте. Просто пока норманисты (это те, кто считает, что русское государство основали скандинавы) переписывают друг друга ради ученых степеней, он, Задорнов, ездит по всему миру и находит доказательства. И заваливает слушателей фактами.

В именах, названиях и фактах, которыми с легкостью оперирует Михаил Задорнов, не будучи специалистом в истории, лингвистике и десятке вспомогательных дисциплин, не заметишь обмана. Глупо спорить, что слова "молоко" и "milk" произошли от одного древнего слова. Но это и не новость - общие корни обнаруживаются во всех языках индоевропейской семьи (как и в языках любой другой языковой семьи), и этому явлению посвящены тысячи исследовательских работ. Но Задорнов из этого общеизвестного факта делает не очевидный вывод (все индоевропейские языки, включая славянские, имеют общие корни), а прямо противоположный - все европейские языки восходят к славянским. И так он поступает со всеми общеизвестными фактами.

 
ВИКДата: Воскресенье, 25.03.2018, 19:58 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline


Клим Жуков - Про уникальную смену посадников в Новгороде



Раковорская битва – сражение 18 февраля 1268 г. между русским войскоми немецко-датскими крестоносцами в районе города Раковор (современный Раквере, Эстония).
Раковорскаябитва несмотря на то, что это было одно из крупнейших сражений в Европе за всю историю позднего средневековья как по числу участников, так и по числу погибших в ней воинов, осталось в тени Ледового побоища Александра Невского и плохо известно неспециалистам.
 
ВИКДата: Среда, 24.01.2024, 21:34 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1781
Статус: Offline


Ушкуйники - забытые герои Руси. Дмитрий Белоусов
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов Ярмарка мёда, пчелопродуктов, пчелоинвентаря - Медовая ярмарка